Статья 108 Конституции России

Текст Ст. 108 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Комментарий к Ст. 108 Конституции Российской Федерации

Конституционный закон рассматривается мировой законодательной практикой как особая категория правовых актов. В России за всю историю ее государственно - правового развития понятие "федеральный конституционный закон" (ФКЗ) впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве. Одно из предназначений таких актов - обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя.

Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные Федеральные законы (ФЗ) (см. ст. 76).

Конституция четко определяет круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, давая их исчерпывающий перечень.

Во-первых, они принимаются только по вопросам, прямо оговоренным в Конституции. Это:

  • режим чрезвычайного положения;
  • порядок образования субъектов РФ и принятия в РФ новых субъектов;
  • порядок изменения статуса субъекта РФ;
  • государственная символика РФ (герб, флаг, гимн);
  • порядок проведения референдума;
  • режим военного положения;
  • статус Уполномоченного по правам человека;
  • статус Правительства РФ;
  • судебная система РФ;
  • созыв Конституционного собрания.

Во-вторых, для принятия ФКЗ требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания: не менее двух третей от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее трех четвертей от общего числа голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В отношении принятых федеральных конституционных законов Президент РФ права вето не имеет.

При этом верховенство ФКЗ по отношению ко всем другим правовым актам, включая и федеральные законы, обусловливает особую, более сложную процедуру их принятия.

Федеральные конституционные законы принимаются так называемым квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания.

Это означает, что конституционный закон считается принятым, только если за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия ФЗ достаточно простого большинства (см. ст. 105).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 1995 г. разъяснил, что в силу ч. 2 ст. 108 Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно.

Признание за ФКЗ принципа верховенства выражается также в том, что будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов (см. ст. 107).

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в часть 2 ст. 108 обновленной Конституции РФ, были внесены изменения о федеральных конституционных законах.

Так, согласно новой редакции, если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ.

Если КС РФ подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения.

Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Ранее Конституция обязывала Президента Российской Федерации независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят палатами Федерального Собрания, и обнародовать не позднее чем по истечении 14 дней.

Обнародование конституционного закона осуществляется путем его опубликования в тех же официальных изданиях, где публикуются федеральные законы.