Статья 113 Конституции России

Текст Ст. 113 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

Комментарий к Ст. 113 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья определяет, что Председатель Правительства в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами федерального Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Никто другой, согласно Конституции, делать этого не в праве. Согласно ст. 113 Конституции Российской Федерации, он, и только он, из числа лиц, входящих в Правительство, определяет основные направления деятельности и организует работу Правительства, руководствуясь при этом Конституцией, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Если же организационными функциями внутри Правительства наделяется кто-либо другой, то это само по себе ограничивает полномочия Председателя и искажает конституционную модель Правительства Российской Федерации. Очевидно, что с учетом сказанного выше наличие первых заместителей в известном смысле ущемляет права Председателя Правительства, поскольку они в отдельных случаях самостоятельно организуют его работу, даже если Председатель Правительства находится на месте и активно исполняет свои полномочия.

Комментируя данную норму, следует обратить внимание на роль Президента России. Будучи наделен функциями исполнительной власти и руководя рядом ее федеральных органов, с одной стороны, и имея возможность определять основные направления деятельности Правительства — с другой, федеральный Президент нередко выступает в роли некоего лица, дублирующего Председателя Правительства и даже подменяющего в его в части реализации исполнительной власти в стране. При этом, заметим, в качестве субъекта исполнительной власти Президент России Конституцией не определен.