Статья 113 Конституции России

Текст Ст. 113 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

Комментарий к Ст. 113 Конституции Российской Федерации

Конституция отводит Председателю Правительства решающую роль как в определении основных направлений деятельности Правительства, так и в организации его работы.

Характеристика основных направлений деятельности Правительства предопределяется всей совокупностью его важнейших задач на определенный период. Безусловно, в основных направлениях опосредуются прежде всего задачи стратегического характера, решаемые Правительством.

Для понимания значения основных направлений деятельности Правительства необходимо выделить следующие моменты.

  • Во-первых, основные направления работы Правительства строятся на правовых началах в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента.
  • Во-вторых, деятельность Правительства исходит в целом из направлений внутренней и внешней политики, определяемых Президентом.
  • В-третьих, главные направления деятельности Правительства закрепляются и конкретизируются в его программных документах и иных основополагающих решениях и реализуются в повседневной, текущей работе правительственных структур.

Принципиальное значение для реализации основных направлений деятельности Правительства имеют федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация.

Конституционная норма возлагает на Председателя Правительства организацию работы Правительства.

Полномочия Председателя Правительства РФ, закрепленные в общем виде комментируемой статьей, детализированы положениями Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ". Согласно его статье 24 Председатель Правительства РФ:

  • возглавляет Правительство РФ;
  • представляет Правительство РФ внутри Российской Федерации и за пределами ее территории;
  • ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
  • подписывает акты Правительства РФ;
  • представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • распределяет обязанности между членами Правительства РФ;
  • систематически информирует Президента РФ о работе Прави­тельства РФ.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в ст. 113 обновленной Конституции РФ были внесены изменения об определении деятельности премьер-министром.

В частности, статью 113 добавлено, что глава кабинета министров также организует работу правительства в соответствии с распоряжениями, поручениями президента и несет персональную ответственность перед главой государства за осуществление возложенных на правительство полномочий.

Основной организационной формой деятельности главы Правительства является проведение заседаний Правительства и его Президиума. Руководит заседаниями Председатель Правительства, а в его отсутствие заседания проводит Первый заместитель Председателя Правительства. На заседаниях Правительства и его Президиума вправе председательствовать Президент Российской Федерации.

На заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально - культурного строительства. Исключительно на заседаниях Правительства рассматриваются вопросы, определенные в ст. 24 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", в том числе вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета, проекты федеральных программ.

Заседания Правительства считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей общего числа членов Правительства. Решения на заседаниях Правительства принимаются большинством голосов присутствующих членов Правительства.

Последовательное осуществление разделения законодательной и исполнительной власти предполагает создание стабильного механизма их тесного взаимодействия, особенно в области, связанной с законопроектной деятельностью.

Организация взаимодействия Правительства с палатами Федерального Собрания осуществляется полномочным представителем Правительства в Федеральном Собрании. Возглавляемое им представительство состоит из статс - секретарей - заместителей министров Российской Федерации и других лиц, назначаемых Правительством.

Представительство по вопросам, входящим в его компетенцию, осуществляет взаимодействие также с комитетами и комиссиями палат, депутатскими объединениями, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, политическими партиями и общественными организациями, ведущими российскими и зарубежными специалистами.

Еще одним проявлением сотрудничества Правительства и парламента являются подготавливаемые Правительством в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации заключения по проектам законов, направляемым Государственной Думой в Правительство.

Возглавляя систему федеральных органов исполнительной власти, Правительство определяет их функции по осуществлению взаимодействия с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, включая оказание информационной поддержки законотворческой деятельности, обеспечение представления специалистами единой скоординированной позиции Правительства, подготовку проектов предложений и замечаний Правительства по рассматриваемым в палатах законопроектам, организацию работы с обращениями депутатов.

Гласность - одно из основных начал, определяющих деятельность Правительства. Сохранению и укреплению этого начала служат меры по совершенствованию взаимодействия Правительства со средствами массовой информации.

Целями их являются, в частности, разработка концепции информационного освещения работы Правительства, обеспечение средств массовой информации материалами о деятельности Правительства по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Федерации, оперативное распространение официальной информации о решениях Правительства.