Статья 124 Конституции России

Текст Ст. 124 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 124 Конституции Российской Федерации

В статье определяется порядок финансирования судов. Норма ст. 124 обновленной Конституции РФ о финансировании судов наиболее полно отражает основные принципы деятельности судебных органов в Российской Федерации, осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции).

Концепция судебной реформы в Российской Федерации, принятая Верховным Советом РФ 24 октября 1991 г., в качестве приоритетной задачи определила утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

В соответствии с действующей Конституцией финансирование всех судов Российской Федерации осуществляется централизованно из федерального бюджета России.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов.

Финансирование судов РФ в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год.

В Постановлении Верховного Совета РСФСР "О концепции судебной реформы в РСФСР" указывается на основные задачи, связанные с совершенствованием системы гарантий независимости судей, закрепленных в ст. 120 Конституции, достижением надлежащего уровня материально - технического обеспечения судов, а также материального, бытового и социального обеспечения судей, присяжных и народных заседателей и других работников судов.

Президентом Российской Федерации был издан Указ "О дополнительных гарантиях социальной защищенности работников органов судебной власти", на основании которого в целях повышения гарантий социальной защищенности и упорядочения оплаты труда работников органов судебной власти Председателям Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации предоставляется право устанавливать судьям надбавки к должностным окладам за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 50% должностного оклада.

Должностные оклады работников аппаратов указанных судов устанавливаются применительно к должностным окладам работников аппаратов палат Федерального Собрания. Дополнительное финансирование судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда предусмотрено из федерального бюджета.

Кроме того, порядок финансирования арбитражных судов Российской Федерации из федерального бюджета закреплен в Федеральном конституционном законе "Об арбитражных судах в Российской Федерации", вступившем в силу 1 июля 1995 г.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1187 "Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации" координация деятельности по материальному обеспечению судов возложена на Министерство юстиции.

В частности, на него возложено обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов, осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению, а также выделение финансовых средств в распоряжение соответствующих судов, обеспечение контроля за их расходованием, организацией материально - технического обеспечения судов (п. 6 Постановления).

В систему судов Российской Федерации входят также военные суды, финансируемые Министерством обороны Российской Федерации. В Постановлении Правительства Российской Федерации "О ресурсном обеспечении военных судов и органов военной юстиции" указывается, что на Министерство обороны Российской Федерации возложено финансирование, снабжение, материально - техническое или иное обеспечение военных судов, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации, а Министерству финансов Российской Федерации надлежит обеспечивать выделение ассигнований Министерству обороны на указанные цели.

Таким образом, закрепление в ст. 124 Конституции положения о централизованном финансировании судов Российской Федерации призвано способствовать независимому осуществлению правосудия в Российской Федерации.