Статья 127 Конституции России

Текст Ст. 127 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации») <20>.

———————————
<20> Статья 127 исключена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Комментарий к Ст. 127 Конституции Российской Федерации

Арбитражные суды изначально составляли и продолжают составлять цельную, первоначально - двухзвенную, а ныне - четырехзвенную арбитражно-судебную систему, входящую в единую судебную систему страны, и при этом арбитражно-судебная система с самого начала была создана как система исключительно федеральных судов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В рамках установленных законом полномочий Высший Арбитражный Суд РФ, в частности:

  • рассматривает в первой инстанции:

- дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

- дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ;

  • рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт "о" ст. 71 обновленной Конституции РФ относит судоустройство и арбитражно-процессуальное законодательство к исключительному ведению РФ. Отсюда вывод - субъекты Федерации не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам судоустройства вообще и о системе арбитражных судов в частности, а также акты и нормы, относящиеся к процессуальному, в том числе к арбитражно-процессуальному законодательству.

Полномочия, порядок образования и деятельности системы арбитражных судов устанавливается не просто федеральным, а Федеральным конституционным законом об арбитражных судах.

В соответствии с этим Законом систему арбитражных судов РФ в настоящее время составляют:

  • Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ);
  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) - это третья арбитражно-судебная инстанция, их в стране 10;
  • арбитражные апелляционные суды - это вторая арбитражно-судебная инстанция, их в стране 20;
  • арбитражные суды первой инстанции - в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, т.е. арбитражные суды субъектов Федерации, их сегодня в стране около 80.

Именно в последнем звене в случаях и в порядке, предусмотренных АПК, экономические споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, могут разрешаться с участием арбитражных заседателей, статус которых определяется Законом об арбитражных заседателях.

Но одновременно следует отметить, что названным Законом об арбитражных судах предусмотрено, что на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд (например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области), и в то же время судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Вместе с тем арбитражные суды в России создаются не по решению органов власти субъектов Федерации и не решением ВАС РФ, а федеральным законом, что и делается в процессе объединения субъектов РФ. Пленум же ВАС РФ лишь принимает решение о месте дислокации кассационных и апелляционных арбитражных судов.

В настоящее время арбитражным судам РФ подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды - с точки зрения субъектного состава участников споров - разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус ИП, с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, и иные дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов федеральным законом.

В отличие от других звеньев арбитражно-судебной системы страны Высший Арбитражный Суд РФ получил конституционное оформление - в комментируемой статье. При этом нужно учесть, что в арбитражно-судебной системе России нет такого важного органа, как Судебный департамент при ВС РФ, его функции для арбитражных судов всей страны выполняет непосредственно ВАС РФ.

Структурно ВАС РФ в настоящее время состоит из:

а) Пленума;

б) Президиума;

в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

г) судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений (как видно, отдельной коллегии по разрешению дел в качестве арбитражного суда первой инстанции в ВАС РФ нет).

Заслуживает интереса то, что в составе Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь помимо Пленума и Президиума действуют: кассационная коллегия, судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, судебная коллегия по банкротству и судебная коллегия по налоговым спорам.

Правда, Законом об арбитражных судах предусмотрено, что в составе ВАС РФ по решению его Пленума могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, но пока такие не создавались. Каждая из названных структур ВАС РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Главное, что характеризует деятельность всех арбитражных судов России, включая ВАС РФ, состоит в следующем.

  • Во-первых, они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции законодательством, т.е. вершат именно экономическое, и никакое иное, правосудие.
  • Во-вторых, при осуществлении экономического правосудия они руководствуются арбитражно-процессуальным - специализированным именно для разрешения экономических споров - законодательством, которое состоит не только из АПК, но и из процессуальных норм, содержащихся в иных федеральных законодательных актах, в частности - в законодательстве о несостоятельности (банкротстве).
  • В-третьих, основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:
  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и пред упреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • В-четвертых, деятельность их строится на основе принципов:
  • законности;
  • независимости судей;
  • равенства организаций и граждан перед законом и судом;
  • состязательности и равноправия сторон, на основе которых осуществляется само судопроизводство в арбитражном суде;
  • гласности разбирательства дел.
  • В-пятых, вступившие в законную силу решения, определения и постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Установлено, что неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
  • В-шестых, в значительной мере вопросы внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними, вопросы организации работы арбитражных судов, формирования и деятельности судебных коллегий и судебных составов, организации проведения судебных заседаний, формирования и функционирования президиумов арбитражных судов всех уровней системы и Пленума ВАС РФ, а также Совета председателей арбитражных судов регулирует Регламент арбитражных судов, утверждаемый Пленумом ВАС РФ.

Сегодня Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды разрешают экономические споры между различными предприятиями — государственными, частными, акционерными обществами, объединениями и товариществами, а также российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства, занимающимися предпринимательской деятельностью.

В арбитражных судах рассматриваются споры, связанные с обжалованием предприятиями и предпринимателями актов государственных органов, которые, по мнению истцов, не соответствуют закону и нарушают их права и интересы.