Статья 16 Конституции России

Текст Ст. 16 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 16 Конституции Российской Федерации

Согласно данной статье положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя России, то есть основополагающие принципы конституционно-правового регулирования. Устанавливается их приоритет в системе самой Конституции и в правовой системе страны в целом.

Предусматривается также, что изменение положений главы 1 производится в особом порядке, закрепленном статьей 135 Конституции.

Как уже отмечалось, в гл. 1 Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию.

Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества.

Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

Поэтому столь важно закрепление в новой Конституции нормы о недопустимости пересмотра парламентом положений данной главы.

Если же предложения о пересмотре положений будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, который предусмотрен гл. 9. Тем самым обеспечивается стабильность конституционного строя, необходимая для нормального развития общества.

Подобный порядок не является чем-то исключительным, он характерен для многих зарубежных конституций. Его назначение — установить особо усложненные процедуры внесения каких-либо изменений и дополнений в положения, связанные с основами конституционного строя.

Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов, поэтому в известной степени гл. 1 можно назвать конституцией в Конституции.

И если Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должны соответствовать другие законодательные акты, то гл. 1 Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции. Следовательно, они должны полностью соответствовать положениям гл. 1.

Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством и никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам ее конституционного строя.