Статья 24 Конституции России

Текст Ст. 24 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Комментарий к Ст. 24 Конституции Российской Федерации

Требования комментируемой конституционной нормы конкретизированы Федеральным законом от 7 июля 2006 года № 149-ФЗ "Обинформации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".

Под информацией понимаются сведения независимо от формы их представления. Под персональными данными — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Обработка персональных данных должна осуществляться на основе таких принципов как:

1) законность целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

2) соответствие целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора.

Не допускается ограничение доступа к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

В нашей стране проблема защиты прав личности при работе с информацией о гражданах (персональными данными) до последнего времени не считалась актуальной.

Изменение концептуальных подходов ко многим явлениям жизни нашего общества, и прежде всего к их гуманитарной стороне, коснулось и охраны прав граждан, в том числе защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, от злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера.

Конституция в качестве обязательного условия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица устанавливает согласие этого лица.

Конституционная норма не связывает защиту информации о частной жизни с гражданством лица, поэтому можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации такая защита предоставляется любому человеку независимо от того, является он гражданином Российской Федерации или нет.

Норма Конституции сформулирована широко, что обязывает всех соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица. Эта обязанность возлагается не только на государственные органы власти и управления, предприятия и организации, но и на коммерческие и общественные организации и предприятия, а также на граждан.

Часть 1 ст. 24 устанавливает общее правило, которое действует в границах пользования правами и свободами, установленными ч. 3 ст. 55 Конституции. Так, не требуется согласия лица на сбор, хранение, использование и распространение сведений о нем при проведении следствия, дознания, оперативно — розыскных мероприятий.

Порядок работы правоохранительных органов с информацией персонального характера регулируется процессуальным, прежде всего уголовно — процессуальным, законодательством.

Указанные органы не вправе выходить за рамки закона. В случае нарушения конституционного права личности на соблюдение порядка сбора, хранения, использования и распространения информации персонального характера заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой в судебные органы.

В ч. 1 ст. 24 определены основные принципы правового режима информации о частной жизни, созданы основы для дальнейшего нормотворчества.

Предполагается разработка проекта федерального закона, детально регулирующего порядок работы с информацией персонального характера и направленного на защиту прав личности. УК РФ 1996 г. предусматривает ответственность за наиболее серьезные нарушения неприкосновенности частной жизни.

Часть 2 ст. 24 возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления, на должностных лиц этих органов обязанность обеспечить возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Эта норма права существовала и до принятия Конституции 1993 г., однако механизм реализации этого права граждан не был предусмотрен, в связи с чем далеко не всегда граждане могли им воспользоваться.

В развитие Конституции Президент Российской Федерации 31 декабря 1993 г. подписал Указ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию».

Согласно Указу деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы, а также в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях.

Предоставляемое Конституцией право ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права и свободы, связано с некоторыми ограничениями: ознакомиться с такими документами и материалами могут только лица, чьих прав и свобод они касаются.

Следовательно, круг лиц ограничивается непосредственно заинтересованными лицами, а круг документов и материалов — только теми, в которых затрагиваются права и свободы обращающихся за информацией лиц.

Существует и еще одно ограничение: заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено законом. Следует подчеркнуть: законом, а не любым подзаконным актом.

Поэтому, если орган власти или должностное лицо отказывает в ознакомлении с документами и материалами, обосновывая свой отказ ведомственной инструкцией, а не законом, такой отказ следует признать противоречащим Конституции и, следовательно, подлежащим обжалованию заинтересованным лицом.

В то же время целый ряд прав и обязанностей, прежде всего политических, принадлежит практически всем гражданам Российской Федерации, в связи с чем круг лиц, которые имеют право ознакомиться с соответствующей информацией, неограничен.

Гражданин, выступая в качестве избирателя, участника референдума, организатора демонстраций и манифестаций, должен иметь возможность доступа к официальным документам, регулирующим данные отношения. Эта информация представляет общественный интерес и должна быть открытой и доступной.

В развитие Конституции разрабатывается проект федерального закона «О праве на информацию», который должен установить механизм реализации и гарантии осуществления этого права. Статья 40 этого закона устанавливает ответственность должностного лица за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Определенной гарантией доступа к информации служит принятый 21 июля 1993 г. Закон Российской Федерации «О государственной тайне», установивший наряду с правовым режимом информации, содержащей государственную тайну, порядком ограничения доступа к информации перечень сведений, которые не могут иметь режим ограниченного доступа.

Возможности и основания получения необходимых документов в других, помимо государственной, сферах Конституцией прямо не предусмотрены, однако эти вопросы урегулированы в законодательных и подзаконных актах в отношении отдельных видов информации, в частности экологической и медицинской.