Статья 71 Конституции России


Текст Ст. 71 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);

п) федеральное коллизионное право;

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

———————————
<14> Редакция пункта «о» приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Комментарий к Ст. 71 Конституции Российской Федерации

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрено в ряде статей Конституции РФ.

В ст. 11 гл. "Основы конституционного строя" установлено, что разграничение осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Под предметами ведения понимаются сферы общественной жизни, отрасли народнохозяйственной деятельности, а также объекты имущества, которые регулируются органами федеральной государственной власти или совместно с органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия же определяют установленные законом пределы воздействия органов государственной власти на предметы ведения.

Обращаясь к ст. 71, следует обратить внимание, что она устанавливает предметы ведения собственно Российской Федерации. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов установлены в следующей ст. 72. Статья 73 определяет полномочия собственно субъектов Российской Федерации.

Отсюда следует, что федеральные органы государственной власти правомочны действовать как по предметам ведения, отнесенным собственно к Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов.

Статьи 71, 72 и 73 должны рассматриваться в неразрывной связи друг с другом. При анализе, кроме того, следует учитывать и положения других статей Конституции Российской Федерации, в которых определяются полномочия федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Федерации.

Комментируя текст ст. 71 Конституции, надо отметить, что указанные в ней предметы ведения Российской Федерации могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных для внесения поправок в Конституцию.

В 2020 году пункты “г, е, и, м, р, т” статьи 71 (о ведомствах России) Конституции РФ были доработаны.

В п. "а" ст. 71 указано, что в ведении Российской Федерации находится принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением. Отнесение этих вопросов именно к ведению Российской Федерации оправдано тем, что только Федерация как суверенное государство вправе устанавливать свои законы, включая основной закон государства - Конституцию, и вносить в них изменения. По этим основаниям к ведению Федерации отнесено право контроля за соблюдением Конституции и федеральных законов.

Учитывая особую важность соблюдения Конституции, обязанность разрешать дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ возложена на специальный орган - Конституционный Суд Российской Федерации (см. ст. 125 Конституции).

Этот Суд решает также дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти России и совместному ведению органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, в п. "а" ст. 71 реализуется один из важнейших конституционных принципов Федерации, в соответствии с которым Конституция РФ и федеральные законы "имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" (п. 2 ст. 4). Для обеспечения незыблемости Конституции установлено также, что ее гарантом является высшее должностное лицо в государстве - Президент Российской Федерации (п. 2 ст. 80 Конституции).

В соответствии с п. "б" ст. 71 к ведению Федерации отнесены федеративное устройство и территория РФ.

Под федеративным устройством, как представляется, следует понимать состав, порядок формирования и полномочия федеральных органов, а также отношения между Федерацией и ее субъектами, гарантирующие ее сохранение и прогрессивное развитие.

Федеративное устройство охватывает также конституционные нормы, устанавливающие, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции).

Отнесение к ведению РФ территории нашей страны означает что именно Федерация определяет состав и, естественно, границы России. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Границы этой территории являются территориальным пределом действия основных полномочий федеральных органов государственной власти.

В п. "в" ст. 71 к ведению РФ отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

Важность этого положения определяется прежде всего тем, что в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

Конституционные нормы не ограничивают расширение прав и свобод человека и гражданина. Это не только возможно, но и вытекает из задач, которые стоят перед государственными органами Федерации и ее субъектов.

Ограничение же прав человека и гражданина неправомерно, постольку в ч. 2 ст. 55 Конституции указано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Вместе с тем государство не может допустить злоупотребления правами и свободами человека и гражданина. Исходя из этого, в ч. 3 ст. 55 Конституции установлено, что они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К ведению Российской Федерации относится организация публичной власти, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (п. "г" ст. 71).

Это является действенной гарантией создания органов, необходимых и достаточных для реализации функций федеративного государства. Следует заметить, что в ряде предшествующих статей Конституция установила принципы взаимоотношений федеральных органов, а также определила, какие органы осуществляют государственную власть в Российской Федерации.

Так, в ст. 10 Конституции указано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.


Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)


Пунктом "д" ст. 71 к ведению Российской Федерации отнесена "федеральная государственная собственность и управление ею".

Надо заметить, что разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "г" ч. 1 ст. 72). Процесс передачи федеральной собственности субъектам Российской Федерации не является единовременным.

Он продолжается и практически обусловлен готовностью отдельных субъектов Федерации эффективно управлять передаваемой им федеральной собственностью. Управление федеральной государственной собственностью осуществляется Правительством Российской Федерации (п. "г" ч. 1 ст. 114).

К ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития РФ; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования (п. "е" ст. 71).

Руководствуясь этой нормой, государственные органы Российской Федерации имеют возможность определять принципы и перспективы развития Федерации в указанных выше сферах. Соответствующие акты издаются Президентом и Правительством РФ.

Пункт "ж" ст. 71 относит к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, а также право регулировать отношения, обеспечивающие создание в Федерации единого рынка. К ним отнесены, например, финансовое регулирование и федеральные экономические службы, федеральные банки.

Пункт "ж" этой статьи следует рассматривать в сочетании с ч. 1 ст. 8, а также со ст. 75 Конституции, устанавливающей единство экономического пространства, функции Центрального банка Российской Федерации, а также право Российской Федерации устанавливать систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в России.

Пункт "з" относит к ведению Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а также федеральные фонды регионального развития. Само содержание этого пункта предполагает, что помимо федеральных налогов и сборов существуют бюджеты, налоги и сборы субъекта Федерации и местного самоуправления.

Обязанность разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение возложено Конституцией на Правительство Российской Федерации (п. "а" ч. 1 ст. 114).

Что касается установления общих принципов налогообложения и сборов, то в соответствии с п. "и" ст. 72 оно отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Пунктом "и" ст. 71 к ведению Федерации отнесены федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность в космосе, т.е. системы, обеспечивающие общие интересы России, которые в силу своих особенностей не могут быть разделены между субъектами Федерации.

Отнесение п. "к" к ведению Федерации внешней политики и международных отношений, международных договоров и вопросов войны и мира объясняется тем, что Российская Федерация является государством, обязанным осуществлять все эти функции в общих интересах всего населения страны.

Вместе с тем, учитывая чрезвычайную сложность реализации этих функций, Конституция устанавливает определенные обязанности в этой сфере ряда федеральных государственных органов и должностных лиц.

На Совет Федерации возложено обязательное рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам войны и мира, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации (ст. 106).

Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 114 Конституции осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики Российской Федерации.

Конституция предусматривает создание других федеральных государственных органов, действующих в указанной сфере. К ним относится, например, Совет Безопасности Российской Федерации.

Внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п. "л" ст. 71) также отнесены к ведению Федерации. Учитывая, что наряду с Федерацией внешнеэкономические связи осуществляются и субъектами Российской Федерации, п. "о" ст. 72 Конституции устанавливает, что координация этих связей относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Отнесение п. "м" ст. 71 к ведению Российской Федерации обороны и безопасности означает, в частности, что в Российской Федерации существуют единые вооруженные силы. Их Верховным Главнокомандующим является Президент Российской Федерации, которому принадлежит право утверждения военной доктрины нашей страны и который возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом.

Президенту же принадлежит право вводить военное положение. Он назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83, ст. 87).

Упоминаемую в п. "м" безопасность следует, как представляется, рассматривать как безопасность государственную, которая, в частности, обеспечивается такими федеральными органами, как Служба внешней разведки и Федеральная служба безопасности.

По п. "м" ст. 71 к ведению Федерации отнесены оборонное производство и определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, производство ядовитых и наркотических средств, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных и другие полномочия, обеспечивающие безопасность страны в целом, а также ее граждан.

Определение статуса и защита государственной границы, а также территории Российской Федерации отнесено в соответствии с п. "н" ст. 71 к ведению Российской Федерации. Практически их защита возлагается на Пограничные войска и такие органы государства, как, например, таможенная служба.

Отнесение к ведению Российской Федерации в соответствии с п. "о" настоящей статьи судоустройства, прокуратуры, а также законодательства по ряду отраслей российского права связано с необходимостью создания единого правового пространства, прежде всего в сфере уголовно - правовых и гражданско-правовых отношений.

На это же направлено предусмотренное Конституцией существование в Российской Федерации только федеральной судебной системы, а также единой централизованной Прокуратуры Российской Федерации (ст. 118 и ст. 129).

Названное в п. "п" и отнесенное к ведению Федерации коллизионное право охватывает правовые нормы, регулирующие разрешение коллизий между законами как Федерации, так и ее субъектов, а также определяющие порядок разрешения конфликтов на договорной основе.

В ст. 85 Конституции определено, что Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами последних.

В этой же статье указано, что в случае недостижения согласованного решения Президент вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Это дает основание считать, что применение норм коллизионного права ограничивается стадией досудебного рассмотрения споров.

Пункт "р" ст. 71 относит к ведению Федерации установление общих для всей страны стандартов и эталонов, а также организацию и ведение метрологической службы, метеорологической службы и официальной статистики. Надо отметить, что наша страна все больше приближается к общепринятым в международном масштабе стандартам и эталонам.

Установление общефедеральных государственных наград и почетных званий (п. "с" ст. 71) дает возможность органам Российской Федерации отмечать заслуги граждан перед страной в целом. Это не исключает возможности установления наград и почетных званий субъектами Федерации.

Поскольку Российская Федерация осуществляет важные функции, реализация которых направлена на укрепление единства нашей страны, защиту прав и интересов проживающих в ней, а также на развитие страны в целом и поднятие условий жизни каждого человека и гражданина, наша страна, естественно, нуждается в наличии государственной службы.

Пункт "т" предусматривает создание федеральной государственной службы-профессиональной деятельности по обеспечению полномочий федеральных государственных органов. Естественно, что наряду с федеральной государственной службой в каждом субъекте Федерации существует собственная государственная служба.

Кроме того, в обновленной Конституции 2020 году в пункт "т" ст. 71 дополнен следующими нормами:

  • установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства,
  • установление ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.

Поскольку деятельность всех этих служб должна быть направлена на реализацию единых целей, следует заметить, что к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с п. "н" ст. 72 отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, в ст. 71 внесены поправки об информационной безопасности и научно-технологическом развитии в несколько пунктов, перечисляющих вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. Сюда добавлены:

  • организация публичной власти;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития России;
  • установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
  • информационные технологии и связь, космическая деятельность;
  • обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;
  • метрологическая и метеорологическая служба;
  • установление ограничений для государственных и муниципальных чиновников, в том числе связанных с наличием иностранного гражданства, вида на жительство, с открытием и наличием счетов, хранением денег и ценностей в иностранных банках за границей.

Существует Реестр федеральных государственных служащих, содержание и порядок ведения которого, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих РФ, устанавливается Президентом.

Правовое регулирование интеллектуальной собственности неразрывно связано с другим предметом ведения Федерации — регулированием и защитой прав и свобод человека и гражданина (п. «в» комментируемой статьи). В данном случае речь идет о правовом регулировании, смысл и содержание которого определяются свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также конституционным требованием охраны интеллектуальной собственности законом.