Статья 74 Конституции России

Текст Ст. 74 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Комментарий к Ст. 74 Конституции Российской Федерации

В силу требований комментируемой статьи вся территория РФ составляет единую таможенную территорию. Соответствующая норма закреплена также статьей 2 Таможенного кодекса РФ. Согласно части 3 статьи 1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Возможность введения указанных ограничений предусмотрена рядом законодательных актов. Например, пункт "г" статьи 11 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" допускает установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств в качестве одной из мер, вводимых на период чрезвычайного положения.

При толковании ч. 1 ст. 74 Конституции РФ следует учитывать положения ч. 1 ст. 8 Конституции России, которыми закреплены единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Федерации.

В ч. 1 ст. 74 эта норма Конституции конкретизируется применительно к федеративному устройству России. Именно с целью укрепления федеративных основ российской государственности Конституцией запрещено создание препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории России.

Закрепление этой нормы во многом обусловлено тем, что в 1990 - 1992 гг. в отдельных субъектах Федерации проявились тенденции сепаратизма в экономической сфере, что негативно сказывалось на формировании единого экономического пространства в России.

В истолковании ч. 1 комментируемой статьи важно отметить, что Конституция не запрещает установления пошлин и сборов вообще. Полномочия в сфере таможенного регулирования, в частности, относятся к ведению РФ (см. п. "ж" ст. 71), а установление общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено к совместному ведению Федерации и субъектов в ее составе (п. "и" ч. 1 ст. 72).

Конституция также предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).

Таким образом, согласно ч. 1 ст. 74, запрещается устанавливать только те пошлины и сборы, а также таможенные границы, которые препятствуют свободному передвижению товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Федерации.

Обеспечение единства экономического пространства Российской Федерации невозможно без свободного обмена товарами и финансовыми средствами, воплощенными в нематериальной форме.

Именно поэтому законодатель упоминает в ч. 1 ст. 74 категорию "услуга", представляющую собой результат производительного труда в сфере экономической деятельности.

Следует отметить, что в данной статье под финансовыми средствами имеются в виду не только денежные знаки, но и документы, подтверждающие безналичное перемещение денежных средств. Последние представляют собой важнейшую форму финансовых отношений в сфере банковской и иной коммерческой деятельности.

Указанное в ч. 1 ст. 74 понятие "таможенная граница" тесно связано с понятием "таможенная территория", закрепленным ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации, принятого 18 июня 1993 г.

Таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с кодексом составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Исходя из этого, на территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации. Таможенная граница в соответствии с Таможенным кодексом определяет пределы таможенной территории РФ. Она может также проходить по периметру свободных таможенных зон и свободных складов.

Установление иных таможенных границ на территории Российской Федерации, как указано в Конституции, не допускается.

Часть 2 ст. 74 Конституции предусматривает возможность ограничения перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации. Эти ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом и лишь если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Поскольку перечень этих оснований приведен в Конституции, он не может быть расширен.

Часть 2 ст. 74 следует рассматривать в связи с ч. 3 ст. 55 Конституции. В последней установлена возможность ограничения прав и свобод человека в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Часть 2 ст. 74 предусматривает в основном идентичные правовые основания для ограничения перемещения товаров и услуг. В соответствии с ней такие ограничения возможны, "если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

Целесообразность и необходимость ограничения перемещения товаров и услуг могут быть обусловлены экстремальными ситуациями, требующими введения особых методов правового регулирования. К ним относятся:

  • стихийные бедствия, вызванные объективными (природными) или субъективными факторами;
  • различные природные бедствия (землетрясения, наводнения и др.);
  • чрезвычайные ситуации, обусловленные вмешательством человека, например, эпидемии и эпизоотии;
  • превышение радиационного фона вследствие тех или иных нарушений функционирования системы атомной энергетики.

Закрепление в ч. 2 ст. 74 принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в пределах единого экономического пространства Российской Федерации непосредственно связано с регламентацией некоторых конституционных прав и свобод человека, прежде всего права частной собственности.

В данном случае перемещение товаров, услуг и финансовых средств следует рассматривать как метод реализации права собственности в полном объеме либо отдельных правомочий собственника - права владения, пользования и распоряжения.

Таким образом, ограничения, установленные ч. 2 ст. 74, следует расценивать как превентивную меру, содействующую защите прав и свобод человека и гражданина и общегосударственных интересов.

У исследователей вызывает обоснованные вопросы тот факт, что в части второй комментируемой статьи Конституции РФ не упоминается ограничение перемещения финансовых средств. По мнению Г.А. Гаджиева, разделяемому авторами комментария, это может быть связано с тем, что ограничение перемещения финансовых средств вообще недопустимо. Действительно, ограничение перемещения финансовых средств парализует всю экономическую деятельность, поэтому такая мера может иметь место только в чрезвычайных условиях. Вместе с тем пока мнение о недопустимости ограничения перемещения финансовых средств существует только в виде научной доктрины и не отражено в каком-либо нормативно-правовом акте.