Статья 96 Конституции России

Текст Ст. 96 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет <16>.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

———————————
<16> Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.

Комментарий к Ст. 96 Конституции Российской Федерации

В соответствии с комментируемой статьей состав палат Федерального Собрания комплектуется на основе двух процедур. Для Совета Федерации это формирование, а для Государственной Думы — избрание (выборы).

Согласно Федеральному закону № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Кроме того, это должен быть гражданин, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативную кандидатуру (альтернативные кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации.

Член Совета Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица субъекта РФ.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Феде­рации— представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ новый член Совета Федерации— представитель от этого органа должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2005 года № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию РФ.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Рассмотрим подробнее положения данной статьи.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

В данной статье устанавливается срок полномочий Государственной Думы. Он составляет четыре года. Согласно ч. 7 раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения" Государственная Дума первого созыва избиралась сроком на два года.

Проведение периодических выборов в представительные органы государственной власти является гарантией прав граждан на участие в управлении делами государства; на этих выборах реализуются избирательные права граждан Российской Федерации, закрепленные ст. 32 Конституции.

В зарубежных демократических государствах срок полномочий парламентов составляет, как правило, четыре года или пять лет. Периодическое переизбрание парламента позволяет обновить его состав с учетом воли избирателей. При переизбрании депутатского корпуса избирателями дается оценка политическим партиям, движениям и отдельным депутатам, представленным в прежнем парламенте.

Партии, движения и депутаты, не выражающие интересов избирателей, могут не получить числа голосов, достаточного для прохождения в парламент. Тем самым непосредственно проявляется правовая и политическая зависимость депутатов от избирателей.

По истечении срока полномочий Думы Президент России назначает выборы Государственной Думы нового созыва (ст. 84 Конституции).

В Конституции предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы до окончания четырехлетнего срока ее полномочий. Это связано с двумя обстоятельствами: трехкратным отклонением Думой кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, предложенных Президентом России (ст. 111), и выражением Думой недоверия Правительству (ст. 117).

Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Применительно к Совету Федерации речь идет о формировании, а не избрании, так как эта палата может формироваться путем как избрания, так и назначения, вхождения по должности представителей от представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. ст. 95 Конституции).

Согласно ст. 5 Федерального закона 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.

Исключение составляют избирательные округа, образуемые в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Данное исключение сделано, чтобы каждый субъект Российской Федерации имел в Думе хотя бы одного представителя, как того требует федеративное устройство России.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Выдвижение кандидатов в депутаты производится непосредственно избирателями и избирательными объединениями, избирательными блоками (ст. 6 Закона). Избирательным объединением является общероссийское общественное объединение, которое создано в порядке, установленном федеральными законами, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов (ст. 32 Закона).

По Закону лицо, внесенное в федеральный список избирательного объединения (блока), может быть выдвинуто данным избирательным объединением кандидатом в одномандатном округе (ст. 37).

Регистрация федерального списка избирательного объединения (блока) производится, если данное объединение собрало свыше 200 тыс. подписей избирателей в поддержку списка (ст. 39). Для регистрации кандидата в депутаты по одномандатным округам требуется собрать в поддержку выдвижения кандидата не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа (ст. 41).

Окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей (ст. 61). Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы по федеральному избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25% избирателей, включенных в списки избирателей (ст. 62).

Выборы признаются недействительными, если допущенные при голосовании и определении результатов выборов нарушения данного Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 61). Избирательное объединение, избирательный блок, за федеральный список кандидатов каждого из которого подано пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получают депутатские мандаты, число которых пропорционально количеству поданных голосов (ст. 62, 70).

Содержащаяся в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы" пятипроцентная оговорка препятствует попаданию в парламент небольших партий и политических движений, которые не пользуются достаточной поддержкой избирателей. Аналогичная норма действовала и при выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г.

Тогда в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе участвовали восемь избирательных объединений, а в 1995 г. пятипроцентный порог сумели преодолеть только четыре избирательных объединения.

Определение основных параметров избирательной системы, применяемой при выборах депутатов Государственной Думы, является прерогативой федерального законодателя. Федеральный закон о выборах депутатов Госдумы должен в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечить формирование Госдумы как одной из палат представительного и законодательного органа Российской Федерации путем проведения выборов.

На данных выборах наряду с положениями ст. 96 Конституции должны соблюдаться требования ст. 3 Конституции РФ, устанавливающей, что референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа, а также ст. 32 Конституции, определяющей основы пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации при выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Применение того или иного типа избирательной системы при соблюдении требований ст. 3, ст. 32, ст. 96 Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих демократические принципы избирательного права, является вопросом, который решается парламентом исходя из конкретных политических условий.

Следует отметить, что применение пропорциональной избирательной системы с пятипроцентным порогом само по себе не может противоречить Конституции РФ. Эта практика широко распространена в демократических государствах. То, что часть голосов избирателей не учитывается при распределении депутатских мандатов, закладывается в основу практически любой избирательной системы.

По мажоритарной системе при распределении мандатов может не учитываться значительно большее, чем в указанном случае, количество голосов избирателей.

Даже если при определении результатов выборов не учитываются голоса большинства избирателей, что происходит в случае, если голоса этого большинства были "распылены" между большим количеством кандидатов и избирательных объединений, это не означает, что избранный парламент оказался непредставительным органом.

Представительная демократия не тождественна принципу абсолютного большинства, положенному в основу избирательной системы.

От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной, смешанной, будет ли введен определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать в поддержку списка избирательного объединения, с тем чтобы оно имело право участвовать в распределении депутатских мандатов; как будет определяться допустимое отклонение численности избирателей в избирательном округе от единой нормы представительства.

Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависят от конкретных социально - политических условий и являются вопросом политической целесообразности. Этот выбор осуществляет представительный орган - Федеральное Собрание Российской Федерации - в соответствии с правилами законодательной процедуры.

Предпочтение тому или иному типу избирательной системы (мажоритарной, пропорциональной, смешанной) отдается в зависимости от уровня развития политической системы общества, проблем, стоящих перед государством, и других обстоятельств.

Мажоритарная система представляет собой избирательную систему, в соответствии с которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей. Необходимое большинство голосов исчисляется либо как превышение половины общего числа голосов избирателей (абсолютное большинство), либо как превышение количества голосов избирателей, собранных одним кандидатом, над количеством голосов, поданных за других кандидатов в отдельности (относительное большинство).

Мажоритарная система является наиболее традиционной при формировании парламентов и получила широкое распространение. По данной системе формируются законодательные органы в США, Франции, Великобритании и многих других странах. По мажоритарной системе были избраны народные депутаты Российской Федерации в 1990 г.

Избирательная система, которая предусматривает, что количество депутатских мандатов, получаемых политической партией (движением, блоком), пропорционально числу голосов, поданных за списки ее кандидатов в масштабах всей страны либо в рамках многомандатного избирательного округа, называется пропорциональной системой.

Применение пропорциональной системы позволяет успешно решать эту проблему. Политические партии, не доминирующие в какой-либо части страны, но суммарно собравшие в различных регионах определенное число голосов, получают парламентское представительство.

Таким образом удается более точно отразить соотношение политических сил в стране, однако этот вывод можно считать верным, если сопроводить его некоторым комментарием. Дело в том, что само по себе использование той или иной избирательной системы способно оказывать весьма заметное воздействие на политическую обстановку в стране.

Частью 2 ст. 96 Конституции устанавливается уровень правового регулирования выборов депутатов Госдумы и формирования Совета Федерации: порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации должен устанавливаться федеральными законами. Эта норма исключает принятие подзаконных нормативных актов по данным вопросам.

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не является единственным федеральным законом, регулирующим выборы депутатов Госдумы.

Согласно ст. 2 этого Закона законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы.

К числу последних относятся законы, регулирующие отдельные стороны избирательного процесса, а также определяющие правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

Так, ответственность за нарушение порядка выборов депутатов Государственной Думы установлена УК и КоАП. В новом УК РФ (который вводится в действие с 1 января 1997 г.) вопрос о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий регулируется ст. 141.

Статус избирательных объединений, участвующих в выборах Президента Российской Федерации, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г.

Проживание гражданина на территории избирательного участка, являющееся основанием для включения его в список избирателей, устанавливается в соответствии с Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. утверждена схема одномандатных избирательных округов.