Статья 131 Конституции России


Текст Ст. 131 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.

1.1. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

2. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом.

3. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.

Комментарий к Ст. 131 Конституции Российской Федерации

Часть 1 комментируемой статьи определяет территориальную сферу местного самоуправления.

Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" городским поселением является город или поселок. Сельское поселение определяется как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Городские и сельские поселения признаются муниципальными образованиями. Также к муниципальным образованиям относятся муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.

Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

Внутригородской территорией города федерального значения является часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Изменение границ муниципального образования, возможность которого предусмотрена частью 2 комментируемой статьи, осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Частью 1 комментируемой статьи, кроме того, установлено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В соответствии с частью 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в ст. 131 обновленной Конституции РФ были внесены изменения о местном самоуправлении, а также дополнена пунктами 1.1 и 3.

В измененной ст. 131 говорится о том, что местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом (ранее — "в городских, сельских поселениях и других образованиях").


Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)


Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в РФ, установленными федеральным законом.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.

Местная администрация — это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования она наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования.

Контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

P.S. На Западе действует иная система местного управления. Так, в США существует позитивная модель местного самоуправления, т.е полномочия местных органов устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей.

Действия, выходящие за рамки полномочий местного органа, считаются противозаконными. Здесь действует «правило Диллона», которое гласит, что любое сомнение суда относительно полномочий муниципалитетов трактуется не в их пользу, а спорные положения отрицаются.

В США регулирование местного управления производится только штатами. Местные органы создаются исключительно в соответствии с законами штатов, поэтому и их полномочия полностью исходят от штатов.

Степень урегулированности различных аспектов местного управления в отдельных штатах не одинакова, вследствие чего выделяются две их основные группы.

К первой группе относятся штаты, конституции которых содержат небольшое число норм, касающихся местных Органов, причем устанавливающих, как правило, те или иные ограничения деятельности последних (Алабама, Миссисипи и др.).

Вторую группу составляют штаты, конституции которых более подробно регулируют вопросы местного управления. При этом важным элементом правового статуса местных органов в США являются муниципальные хартии, имеющиеся у большинства муниципалитетов.

Большинство штатов (кроме двух) делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея – представителя штата, казначея и др.

В США есть тысячи законов, действующих на уровне штата, графства, либо муниципалитета. Некоторые из них сегодня кажутся нелепыми, однако появление подобных нормативных актов когда-то было вызвано вполне серьезными причинами.

Интерес вызывает также местное самоуправление в Великобритании. Территориальная организация системы государственного управления современной Великобритании в самом общем виде определяется делением страны на несколько составляющих частей: Англию, Шотландию, Уэльс, Северную Ирландию и ряд мелких островов, а также «заморские» владения.

Англией управляют общегосударственные органы. В Шотландии имеется собственный парламент и правительство (исполнительный совет). В 1998 году британский парламент также принял Акт «Об управлении Уэльсом», в соответствии с которым была учреждена Национальная ассамблея Уэльса. Северная Ирландия также обладает собственным представительным органом (Стормунт).

Вся территория Великобритании разделена на графства, унитарные образования и округа. Англия состоит из 34 графств, 47 унитарных образований и Большого Лондона. Графства подразделяются на округа (238), которые в свою очередь делятся на приходы.

Низовыми ячейками местного самоуправления в сельской местности являются приходы. В Уэльсе и Шотландии они называются общинами, причем в Шотландии общины не рассматриваются как самостоятельный уровень управления.

В Великобритании местная власть представлена органами местного самоуправления, к которым относятся советы, избираемые населением путем прямого голосования сроком на четыре года (в Шотландии – на три года).

Члены местных советов осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и в сочетании с основной профессиональной деятельностью.

Совет избирает из числа советников председателя и формирует комитеты, в состав которых могут входить наряду с советниками и другие лица. Основная форма работы английского совета – сессия, на которой рассматриваются наиболее важные вопросы местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении 2000 года устанавливает три основных модели организации местной исполнительной власти.

  1. Модель «мэр и исполнительный кабинет» предполагает прямые выборы мэра, который руководит исполнительной властью и назначает двух или более своих помощников, образующих так называемый кабинет.
  2. Модель «лидер – кабинет» предусматривает избрание главы исполнительной власти («лидер») из состава совета, тогда как помощников («кабинет») может назначить либо лидер, либо совет.
  3. Модель «мэр и управляющий от совета» избранные населением мэр делит полномочия исполнительной власти с управляющим, которого нанимает совет из числа профессиональных менеджеров.

При этом по согласованию с министром, отвечающим за вопросы местного самоуправления, возможны и иные варианты организации исполнительной власти на местах, например, сохранить традиционную модель.

Полномочия органов местного уровня управления в Великобритании регулируются как общенормативными актами, так и частными парламентскими актами.

Советы округов занимаются здравоохранением, местным планированием, жилищным строительством. Советы приходов или общие собрания избирателей решают все те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих органов. Ответственность за положение дел в области образования, здравоохранения и охраны порядка делится между центральными и местными органами власти.