Статья 133 Конституции России

Текст Ст. 133 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Комментарий к Ст. 133 Конституции Российской Федерации

Федеральный конституционный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не содержит отдельных положений о гарантиях местного самоуправления (МСУ). Однако в силу прямого действия конституционных норм данное обстоятельство не может рассматриваться как законодательное ограничение гарантий или отказ от них.

Судебные гарантии местного самоуправления реализуются в общем порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством.

Норма, содержащая императивный запрет на ограничение прав местного самоуправления, также имеет прямое действие и в принципе не требует дополнительной конкретизации.

Предусмотренная комментируемой статьей компенсация дополнительных расходов понесенных вследствие решений органов государственной власти, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25сентября 1997 года № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ".

Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 данного закона органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в ст. 133 обновленной Конституции РФ были внесены изменения о правах органов местного самоуправления.

Так в текст статьи внесена формулировка «…возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами».

Таким образом, эта статья посвящена гарантиям МСУ. Впервые они закреплены на конституционном уровне. В прежней Конституции говорилось только об обязательности исполнения решений местных Советов всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Теперь это правило в новой редакции установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Конституция презюмирует его и определяет правовой путь его обеспечения - орган МСУ вправе обратиться в суд, если его решение не выполняется или выполняется ненадлежащим образом.

Меры ответственности, применяемые в судебном порядке, определяются законом. В названном Федеральном законе установлено также, что решения органов местного самоуправления или их должностных лиц могут быть отменены только органами или должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Это гарантирует органы местного самоуправления от вмешательства в их деятельность органов государственной власти.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

Развивая конституционные положения, упомянутый Федеральный закон определил, что граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы МСУ и должностные лица МСУ вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов МСУ, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.

Речь может идти о нарушении компетенции органа местного самоуправления, подмене его функций, незаконной отмене или приостановлении действия актов органов местного самоуправления и др.

Принципиальное значение имеет предоставление права обращения в суд гражданам. Причем это право не ограничено условиями, при которых гражданин может обратиться в суд лишь в том случае, если нарушение прав местного самоуправления затрагивает его личные интересы.

В данном случае личный и общественный интересы тесно сочетаются, поскольку нарушение прав местного самоуправления означает и нарушение (непосредственно или в конечном счете) прав граждан на самоуправление.

Охраняя права местного самоуправления, Закон не допускает прекращения полномочий органов местного самоуправления без участия суда.

Причем прекращение полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления законодательным (представительным) органом субъекта Федерации возможно только в случае установленных судом нарушений Конституции РФ, устава субъекта Федерации, федерального закона, акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.

В ст. 132 Конституции установлено правило, в соответствии с которым наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления средств.

Однако возможна ситуация, когда и без передачи полномочий органы государственной власти (федеральные или субъектов Федерации) принимают решения, не обязательно адресованные органам местного самоуправления, но вынуждающие последних производить дополнительные затраты помимо запланированных в бюджете или в связи с выполнением переданных им полномочий.

Например, если по решению федеральных органов закрывается предприятие, составляющее объект федеральной государственной собственности, возникает проблема безработицы для жителей данного города, к решению которой должен подключиться орган местного самоуправления.

Он затрачивает определенные средства на социальную защиту затрагиваемой этим решением категории членов территориального сообщества (создает новые рабочие места, выплачивает дополнительные пособия наименее обеспеченным, берет на свое содержание учреждения соцкультбыта ликвидированного предприятия и т.д.).

Согласно комментируемой статье эти затраты органа местного самоуправления должны быть ему компенсированы.

Безусловно, органу местного самоуправления должен быть компенсирован ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности и т.п. Сам порядок такой компенсации, перечень ее условий должны быть определены законом.

Существенная гарантия прав местного самоуправления - запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Эта норма адресована, с одной стороны, федеральным органам государственной власти, а с другой - органам государственной власти субъектов Федерации. Ни акты исполнительной власти, ни указы Президента России не могут сужать права местного самоуправления, установленные как Конституцией РФ, так и законами, принимаемыми федеральным законодательным органом.

В то же время и органы государственной власти субъектов Федерации не вправе уменьшать правовые возможности местного самоуправления, закрепленные на федеральном уровне.

Конституция РФ и федеральные законы, принимаемые в рамках предметов ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов, содержат важнейшие нормы, регламентирующие статус самоуправления, и тем самым образуют "потолок" правового регулирования МСУ, выше которого не могут подниматься нормативные акты других государственных органов.