Статья 136 Конституции России

Текст Ст. 136 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 136 Конституции Российской Федерации

Согласно статье 2 Федерального закона от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3–8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.

Поправки принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ, которому присваивается наименование, отражающее суть данной поправки.

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона рассмотрение Государственной Думой проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях.

Проект считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов.

Одобренный Государственной Думой проект закона подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

Далее закон о поправках подлежит опубликованию и не позднее пяти дней со дня его принятия направляется Председателем Совета Федерации для рассмотрения в законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата выступления в силу.

Приведенный выше порядок принятия конституционных поправок применяется только в отношении положений глав 3–8 Конституции РФ.

Поправки к положениям гл. 3 - 8 Конституции Российской Федерации могут предлагать субъекты конституционной инициативы, указанные в ст. 134 Конституции. Это не влечет постановки вопроса о пересмотре Конституции в целом.

Проекты федеральных законов о внесении поправок в гл. 3 - 8 Конституции вносятся в Государственную Думу и принимаются Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для федеральных конституционных законов, - большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 108 Конституции).

Следует подчеркнуть, что в данной статье речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

По этой причине в комментарии они и именуются не федеральными конституционными законами, а федеральными законами о внесении поправок к положениям гл. 3-8 Конституции.

Данное толкование ст. 136 Конституции было подтверждено и Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. Как сказано в Постановлении, "из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации".

Регламент Государственной Думы устанавливает следующий порядок рассмотрения проектов федеральных законов о внесении поправок к гл. 3-8 Конституции. Проект, поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передается Советом Госдумы на заключение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.

Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты.

Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

Государственная Дума рассматривает законопроект о внесении поправок к гл. 3-8 Конституции в трех чтениях. В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, выступления представителя Президента РФ, представителя Правительства РФ, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130ст. 133 Регламента Государственной Думы).

Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 - 8 Конституции, принятый Государственной Думой большинством в 2/3 голосов от общего числа ее депутатов, передается в течение пяти дней на рассмотрение Совета Федерации.

Для принятия закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа его членов. Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.

Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3-8 Конституции, принятый Советом Федерации и Государственной Думой в идентичной форме, подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию в течение 14 дней.

Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3-8 Конституции Российской Федерации вступает в силу после его одобрения законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Российской Федерации.

Процедура одобрения указанных законов устанавливается конституциями (уставами) и регламентами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Как и любой другой закон, закон о поправке к Конституции подписывается Президентом России в семидневный срок и подлежит официальному опубликованию. Как и в отношении любого другого закона, принятого в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, Президент не имеет права вето на данный Закон.

В различных странах приняты разные способы кодификации текста измененной конституции. В России, как следует из текста Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», принятые поправки инкорпорируются (от лат. incorporare), т.е. включаются в основной текст Конституции, с указанием даты вступления в силу. Номера исключенных из текста статей сохраняются, общая нумерация статей и глав не меняется.