Текст Ст. 137 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 137 Конституции Российской Федерации
В ч. 1 ст. 137 закреплен особый порядок изменения ст. 65 Конституции в следующих случаях: принятия в состав Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, изменения конституционно - правового статуса субъекта Российской Федерации.
До настоящего времени ни законодательство, ни практика еще не дали ответа на вопрос о том, как должны решаться эти вопросы, однако, по нашему мнению, принятию поправок к ст. 65 должно предшествовать выполнение следующих условий, которые вытекают из смысла ст. 65, ст. 66 и 137 Конституции.
Принятие в Российскую Федерацию, а также образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации осуществляются в каждом отдельном случае федеральным конституционным законом в соответствии с теми общими требованиями, которые будут установлены, согласно ст. 65, федеральным конституционным законом о порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта.
Иная ситуация возникает при изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (например, при преобразовании края или области в республику либо автономного округа в область).
Конституция не предусматривает необходимости принятия какого-либо специального закона об общем порядке решения этих вопросов. В каждом отдельном случае должен приниматься особый федеральный конституционный закон, изменяющий статус субъекта Российской Федерации, при условии взаимного, как предусмотрено ст. 66, согласия Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ.
И наконец, особый порядок установлен на случай изменения наименования субъекта Российской Федерации. Инициатива в решении подобных вопросов может принадлежать только субъектам Российской Федерации, причем федеральные органы, как явствует из ч. 2 ст. 137, не вправе отказать в принятии соответствующих конституционных поправок.
Данный вопрос стал предметом особого рассмотрения Конституционного Суда, который в Постановлении от 28 ноября 1995 г. дал следующее толкование ч. 2 ст. 137 Конституции:
"Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа... включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента РФ основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно - правового статуса ее субъекта".
Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл. 3-8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.