Статья 3 Конституции России


Текст Ст. 3 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к Ст. 3 Конституции Российской Федерации

В статье раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ.

Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Одновременно в ч. 1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того, что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации.

Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами.

Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия.

В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия.

Так, в соответствии с мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, эти вопросы решаются органами государственной власти. Однако в определенных ситуациях только проведение референдума может решить политически значимые, в том числе и конституционные, проблемы.

Положения комментируемой статьи вытекают из конституционной характеристики Российской Федерации как демократического государства. В статье закреплены формы демократии — непосредственная и опосредованная (через органы государственной власти и местного самоуправления).

Непосредственная демократия в свою очередь осуществляется в двух формах, которыми являются свободные выборы и референдум.

  1. Референдум — это институт непосредственной демократии, один из способов участия населения в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина, путем всенародного голосования по соответствующему вопросу.
  2. Выборы — это голосование (всенародное или жителей определенной территории), по результатам которого формируются органы государственной власти и местного самоуправления.

Основой института выборов является избирательное право. Избирательное право в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм, определяющих порядок проведения, участия в голосовании и установления его результатов.

В субъективном смысле:

  • активное избирательной право — право гражданина избирать членов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц в системе исполнительной власти и местного самоуправления;
  • пассивное избирательное право — право гражданина быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления либо на выборные должности в системе исполнительной власти либо местного самоуправления.

Узурпация власти в Российской Федерации в соответствии с комментируемой статьей запрещена.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" на референдум не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции).

Уставами и законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).

Обязательность демократических принципов избирательного права для всех выборов, проводимых в Российской Федерации (федеральных, субъектов Федерации, местных), установлена Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

В ст. 3 указанного Закона определено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность.

В Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются - это задача федерального закона. Наиболее серьезной формой ответственности за захват власти является уголовная ответственность. Составы соответствующих преступлений и меры уголовной ответственности устанавливаются уголовным законодательством.