Статья 58 Конституции России

Текст Ст. 58 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Комментарий к Ст. 58 Конституции Российской Федерации

Комментируемая норма Конституции корреспондирует ее ст. 42 об экологических правах граждан и ч. 2 ст. 36 о свободном владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Реализация экологических прав граждан напрямую зависит от выполнения соответствующих обязанностей юридических и физических лиц, поскольку нет субъективного права, в том числе экологического, без аналогичной, адекватной ему экологической обязанности, направленной на его соблюдение - прямо или опосредованно.

Напрямую соблюдение и защита экологических прав - обязанность государства и его должностных лиц; опосредованно - признание экологических прав своих соседей, других окружающих лиц начинается с выполнения каждым своих собственных экологических обязанностей.

Экологические права человека и гражданина неотделимы от прав общества, государства и всего человечества на окружающую их природную среду и их взаимных обязанностей.

Обязанность, установленная комментируемой статьей коррелирует праву на благоприятную окружающую среду, которое предусмотрено статьей 42 Конституции РФ.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Юридическим последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности является привлечение виновных к установленной законом ответственности.

Составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрены главой 8 КоАП РФ. Уголовная ответственность за экологические преступления установлена главой 26 УК РФ.

В ст. 1 Закона об охране окружающей среды под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений.

А также юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Экологические обязанности граждан конкретизируются в названном Законе, согласно ст. 11 которого граждане обязаны:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

Моральными требованиями являются обязанности своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Нравственные требования, устоявшиеся в обществе, часто связаны с правовыми требованиями рационального использования и охраны природных ресурсов, с конституционными принципами правового демократического социального государства.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

В соответствии с природоохранным законодательством РФ граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Граждане обеспечивают установленные нормативы качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.

Экологические (природоресурсные и природоохранные) обязанности граждан классифицируются в Законе об охране окружающей среды по стадиям и по видам хозяйственной деятельности.

При этом выделяются следующие стадии хозяйственной деятельности - размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, предприятий, сооружений и других объектов.

Конституционные экологические обязанности подкрепляются всеобщностью и комплексностью экологического образования. Овладение минимумом знаний, необходимых для формирования правовой и экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.

 Руководители любого ранга, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на земли, окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.

Лица, не имеющие необходимой подготовки, не должны допускаться к выполнению работы, требующей соответствующих земельно-правовых, экологических знаний (ст. 71-73 Закона об охране окружающей среды).

Предусмотренные в ст. 58 Конституции РФ общие экологические обязанности развиваются и конкретизируются в природоресурсном законодательстве. Первостепенное место принадлежит земельным обязанностям, от которых во многом производны иные экологические обязанности.

Земельные обязанности физических и юридических лиц предусматриваются в ряде природоресурсных и природоохранных законов РФ и субъектов РФ, иных нормативных правовых актах, регулирующих земельные общественные отношения. Все эти нормы должны соответствовать требованиям ЗК.

Проблемы охраны окружающей среды нашли свое отражение и в Основах лесного законодательства Российской Федерации, предусматривающих обязанности граждан по охране лесов в нескольких статьях (ст. 35, ст. 57- ст. 60, ст. 65).

Согласно требованиям Правил пожарной безопасности в лесах РФ, граждане при возникновении лесного пожара обязаны немедленно принять меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами - сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местной администрации.

Ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан Водный кодекс Российской Федерации. Например, при использовании водных объектов граждане обязаны осуществлять производственно-технологические, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них.

Подробно регламентирована охрана животного мира Федеральным законом "О животном мире". Так, в ст. 12 этого Закона к числу принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования животного мира отнесено осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокое обращение с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.

Граждане, занимающиеся содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования (ст. 26). Это означает, в частности, что животных следует оберегать от заболеваний, тем самым оберегая от заболеваний людей, так как некоторые болезни животных передаются людям.

В Законе предусмотрено, что несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

Закон (ст. 40) запрещает применение многозахватывающих капканов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В ст. 56 Закона предусмотрено, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания.

В случае, если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.

Необходимость сочетания экологических прав и обязанностей граждан повышает роль и ответственность государства, его должностных лиц за выполнение своих собственных, координирующих, контрольно-надзорных и иных социальных, экологических задач и функций.