Статья 59 Конституции России

Текст Ст. 59 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 Конституции Российской Федерации

Гражданин РФ в соответствии с федеральным законом обязан защищать Отечество - Российскую Федерацию. Статья 12 Закона РФ "Об обороне" от 24 сентября 1992 года гласит, что комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется в добровольном порядке - по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу.

Реализация воинской обязанности граждан Российской Федерации предусматривает организацию воинского учета, подготовку к военной службе, поступление на нее и ее прохождение, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время.

Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает обязанности местной администрации и ее органов, судов, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, связанные с исполнением гражданами воинской обязанности.

Этим Законом предусматривается обеспечение мероприятий, связанных с исполнением воинской обязанности гражданами, не являющимися военнослужащими, материальное обеспечение таких граждан, связанное с исполнением воинской обязанности.

Статья 6 Закона от 11 февраля 1993 года установила ответственность гражданина, не являющегося военнослужащим, и должностного лица за нарушение законодательства Российской Федерации о воинской обязанности.

Законодательство об обороне регламентирует порядок призыва граждан на военную службу, условия прохождения военной службы по контракту, а также устанавливает сроки военной службы военнослужащих.

Гражданин в соответствии с Законом имеет право вместо прохождения военной службы по призыву поступить на военную службу по контракту.

Порядок исполнения гражданами обязанности по защите Отечества, возложенной на них в соответствии с комментируемой статьей, определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами РФ, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ, а также:

  • во внутренних войсках МВД России,
  • в войсках гражданской обороны (другие войска),
  • инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования),
  • Службе внешней разведки РФ,
  • органах федеральной службы безопасности,
  • федеральном органе специальной связи и информации,
  • федеральных органах государственной охраны,
  • федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ,
  • воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях,

а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

В соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Гражданин, окончивший государственный ВУЗ профессионального образования и прошедший обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом ВУЗе и не прошедший военную службу, привлекается на учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, в период прохождения военной службы по призыву.

Гражданин, проходящий обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре государственного ВУЗа профессионального образования, прошедший военную службу, привлекается на учебные сборы (стажировки), предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, в период обучения в этом ВУЗе.

Гражданин, заключивший контракт о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе", призывается на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ и проходит ее в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В данной сфере правового регулирования произошли существенные изменения. В настоящее время сроки военной службы военнослужащих устанавливаются:

  • для проходящих военную службу по призыву - 24 месяца;
  • для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев;
  • для проходящих военную службу в соответствии с условиями контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса - 24 месяца (для заключивших такие контракты до вступления в силу названного Федерального закона);
  • для проходящих военную службу по контракту - на срок контракта.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан" от 29 апреля 1995 года данная отсрочка предоставляется:

  • гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях на базе высшего профессионального образования, - на период их учебы и защиты квалификационной работы;
  • гражданам, поступившим непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на работу на условиях полного рабочего дня по специальности в государственные учреждения, организации и на предприятия, - на период такой работы.

Эта мера принята с целью сохранения кадров талантливых молодых представителей науки и привлечения молодых специалистов с высшим профессиональным образованием на работу в государственные учреждения и предприятия приоритетных направлений науки и промышленности, обеспечивающих защиту национальных интересов Российской Федерации.

Законодательство об обороне предусматривает широкий круг гарантий для граждан, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет.

В соответствии со ст. 30 Закона от 11 февраля 1993 года контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Минобороны России в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и Федеральной службе безопасности. Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, не может проходить указанную службу.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральным законом.

Содержание и порядок прохождения военной службы в мирное время определяются Законом от 11 февраля 1993 года, Положением о порядке прохождения военной службы и воинскими уставами.

С целью регулирования правоотношений, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности и прохождением военной службы, Закон от 11 февраля 1993 года определил перечень обязанностей военнослужащих.

Среди них - участие в боевых действиях, исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами, несение боевого дежурства (боевой службы), участие в учениях и походах кораблей, выполнение приказа, распоряжения или задачи, отданных или поставленных командиром (начальником), и др.

В Законе от 11 февраля 1993 года содержится перечень деяний военнослужащих, которые не относятся к действиям, составляющим обязанности: военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона.

Особенность правового регулирования в рассматриваемой сфере состоит в том, что общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, распространенные на военнослужащих других министерств и ведомств Российской Федерации, закрепили изменения, которые произошли в войсках, требования по повышению их боевой готовности, усилению ответственности военнослужащих при выполнении служебного долга.

В уставах содержатся положения, расширяющие социальные гарантии прав военнослужащих.

Особенности прохождения военной службы в других войсках, органах внешней разведки, Федеральной службе безопасности определяются федеральными законами, регулирующими их деятельность.

Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" закрепляет право за военнослужащими на участие в управлении делами общества и государства. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в соответствии с Конституцией.

Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

В служебное время военнослужащие принимают участие в собраниях и иных общественных мероприятиях в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Участие военнослужащих в забастовках запрещается.

Часть 3 комментируемой статьи Конституции РФ с поправками 2020 предусматривает право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Альтернативная служба в большинстве стран - это обязательная служба по выполнению оборонных гражданских обязанностей в общественных учреждениях, перечень которых устанавливается законами или постановлениями.

Порядок реализации данного права регулируется Федеральным законом от 5 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Статья 1 указанного Федерального закона определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Поскольку, согласно данной статье, требуется принятие федерального закона об альтернативной службе, вопрос о порядке ее прохождения, правах, обязанностях и ответственности лиц, несущих ее, должен быть урегулирован в законодательном порядке.

Следует иметь в виду, что альтернативная служба регулируется законодательством об обороне, она связана с выполнением оборонных гражданских обязанностей в области общеполезных работ, в частности в лечебных и других учреждениях.

В России защита Отечества всегда являлась долгом и обязанностью гражданина. Поэтому значительный интерес имеют практика применения в России альтернативной гражданской службы по выполнению оборонных обязанностей, мотивы ее введения только по религиозным соображениям и правила, которые должны были соблюдать лица, определенные к такой службе.

Российское законодательство специальными правилами регулировало вопросы обязательного прохождения другой, альтернативной гражданской службы, т.е. службы без ношения и применения оружия.

В настоящее время, когда разрабатывается проект федерального закона об альтернативной гражданской службе, порядке поступления на нее, сроках и правилах ее прохождения, правах и ответственности лиц, выполняющих оборонные обязанности и призываемых на службу, но только без ношения и применения оружия, необходимо использование накопленного опыта.