Статья 64 Конституции России

Текст Ст. 64 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Комментарий к Ст. 64 Конституции Российской Федерации

Положения, включенные в главу 2 Конституции РФ, образуют основы правового статуса личности, то есть одноименный конституционно-правовой институт.

Статья тем самым различает основной правовой статус как исходный объем прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации и индивидуальность человеческой личности.

Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни и связан с ее особенностями (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Категория правового статуса личности впервые была конституирована комментируемой статьей. До этого она рассматривалась исключительно как теоретическая.

В литературе сформировались два основных подхода к определению правового статуса личности. Согласно широкому трактованию правовой статус личности как институт включает принципы, права и свободы, их гарантии, а также обязанности граждан (Л.Д. Воеводин и другие).

В соответствии с узким пониманием правовой статус личности представляет собой совокупность ее прав, свобод и обязанностей (Е.А. Лукашева).

Подобно ст. 16 КРФ, ст. 64 принята с целью блокировать посягательства на права и свободы человека и гражданина, нарушение которых разрушает демократию. Именно поэтому введена усложненная процедура изменения гл. 2 Конституции, предусмотренная ст. 16 и ст. 135 Конституции, с целью защиты основ конституционного строя.

Комментируемая статья также предусматривает недопустимость изменения норм главы 2 Конституции РФ в общем порядке.

Инициатива о пересмотре данных положений может исходить только от Федерального Собрания и должна получить в свою поддержку не менее трех пятых от общего числа депутатов государственной Думы и членов Совета Федерации.

В дальнейшем созывается Конституционное Собрание, которое, если поддержит инициативу парламента, должно принять новую конституцию (для этого необходимо большинство голосов не менее двух третей членов Конституционного собрания) либо вынести конституционный проект на всенародное голосование.

Статья 64 означает, что принимаемые законы и подзаконные акты, касающиеся правового статуса личности, не должны противоречить нормам, закрепленным в гл. 2 Конституции. В ней также утверждается непоколебимость конституционных прав, свобод и обязанностей.

Глава 2 по сравнению с другими главами Конституции имеет двойной механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать:

  • Всеобщую декларацию прав человека,
  • Международные пакты о правах человека,
  • ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
  • Конвенция о правах ребенка и др.

Любая попытка обратного движения в истории нашего общества к нарушению прав человека приведет Российскую Федерацию к конфликту с международным демократическим сообществом.

Основы правового статуса личности наряду с основами конституционного строя составляют важнейшую часть Конституции. Их значение определяется самой сущностью Конституции, заключающейся в ограничении государственной власти правами человека и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

В зависимости от отношений человека с государством Конституция РФ различает:

1) конституционный статус человека;

2) конституционный статус гражданина.

Основы правового статуса личности составляют самостоятельный институт, который целиком входит в отрасль конституционного права и в определенных сферах раскрывается в ее рамках.

Содержание института основ правового статуса личности в России конкретизируется широкой системой федерального законодательства.

Ведущую роль в определении правового статуса личности наряду с Конституцией РФ играют федеральные конституционные законы и федеральные законы: «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.); «О референдуме Российской Федерации» (2004 г.); «О гражданстве Российской Федерации» (2002 г.); «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002 г.); «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002 г.); «Об альтернативной гражданской службе» (2002 г.); «О беженцах» (1993 г. в ред. 2004 г.); «О вынужденных переселенцах» (1993 г. в ред. 2004 г.); «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации» (1995 г. в ред. 2004 г.) и др.