Статья 79 Конституции России

Текст Ст. 79 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 79 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья предусматривает право Российской Федерации вступать в межгосударственные объединения с передачей им части своих полномочий.

Вступление в такое объединение должно осуществляться на основании международного договора, заключенного с соблюдением требований Федерального закона от 15 апреля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах РФ".

При этом возможность участия РФ в межгосударственном объединении обусловлена недопустимостью ограничения прав и свобод человека и гражданина и изменения основ конституционного строя.

Все межгосударственные объединения, в которых РФ участвует в настоящее время (включая СНГ, ЕврАзЭС, Союз России и Белоруссии), имеют статус международной организации. При этом никаких суверенных полномочий данным организациям не передано.

Конституция Российской Федерации относит к ведению Федерации международные договоры Российской Федерации (п. "к" ст. 71). Это связано с тем, что нормы международного права, создаваемые договорами, оказывают значительное влияние на право Федерации в целом.

Из ч. 4 ст. 15 Конституции, в частности, вытекает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В ч. 1 ст. 17 Конституции определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Сказанное выше подчеркивает значение положений ст. 79 Конституции РФ для международных отношений Российской Федерации. Здесь указано, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

В этой статье следует обратить внимание, что участие в межгосударственных объединениях и передача им части полномочий могут быть реализованы только международным договором Российской Федерации. Сама же форма реализации - заключение международного договора - требует соблюдения правил, установленных в Конституции РФ.

В соответствии с ними ведет переговоры и подписывает международные договоры Президент Российской Федерации (п. "б" ст. 86); ратификация и денонсация международных договоров осуществляются федеральным законом в соответствии с установленной для всех федеральных законов процедурой.

После принятия Государственной Думой закона о ратификации или денонсации международного договора он подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. "г" ст. 106). Ратификационная грамота в соответствии с п. "в" ст. 86 Конституции Российской Федерации подписывается Президентом Российской Федерации.

Процедура на первый взгляд может показаться сложной, но эта сложность оправданна: вхождение в межгосударственное объединение требует большой осмотрительности, поскольку многие из таких объединений затем получают возможность оказывать серьезное воздействие на политику вступивших в них государств.

В числе таких межгосударственных объединений (организаций) не только, скажем, Организация Объединенных Наций и Содружество Независимых Государств, но и ряд других, в числе которых специализированные учреждения ООН (Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Международный валютный фонд, Международная организация гражданской авиации и др.). Российская Федерация самостоятельно решает вопрос о своем участии в межгосударственных организациях, исходя при этом из государственных интересов.

Российская Федерация, как следует из ст. 79 Конституции, не может участвовать в межгосударственных объединениях и, соответственно, заключать международные договоры об участии в них, если это влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина, как они определены общепризнанными принципами и нормами международного права в соответствии с Конституцией РФ

Прежде всего, это статьи, включенные в ее гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", а также если участие в межгосударственных объединениях противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, установленным в гл. 1 Конституции. Среди них надо особо отметить приоритет прав и свобод человека, единство и суверенитет РФ, целостность и неприкосновенность ее территории и осуществление власти народом.

Включая в свою Конституцию право вступать в межгосударственные объединения и передавать им часть своих полномочий, Российская Федерация исходит из того, что она, как и другие государства, является полноправным членом международного сообщества, в котором установилось и становится все более тесным сотрудничество в областях безопасности, экономики, науки и техники, охраны окружающей среды, гуманитарной и ряде других.

В 2020 году в статья 79 о межгосударственных объединениях была изменена. К ней добавлен текст, устанавливающий, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в РФ.

Надо отметить, что право на международное сотрудничество и вхождение в межгосударственные (международные) объединения закреплено в конституциях многих зарубежных государств. В ряде конституций установлены и условия реализации этого права.

Так, в ст. 24 основного Закона Федеративной Республики Германии сказано, что "Федерация согласится на ограничение своих суверенных прав, которое должно привести к установлению и обеспечению мирного и длительного порядка в Европе и между народами всего мира".

Статья 93 Конституции Испании предусматривает, что закон "может разрешать заключение договоров, предоставляющих право для участия в международных организациях, или учреждение организаций для осуществления функций, вытекающих из положений Конституции".