Статья 78 Конституции России

Текст Ст. 78 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

5. Руководителем федерального государственного органа может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Руководителю федерального государственного органа в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 78 Конституции Российской Федерации

В целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти создаются их региональные коллегии. Положение о коллегии утверждено Указом Президента РФ от 25 мая 1998 года № 586. Коллегия является совещательным органом при полномочном представителе Президента РФ.

В состав коллегии по должности входят полномочный представитель, а также руководители территориальных органов (ТО), действующих на территории региона и ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководители иных ТО включаются в состав коллегии полномочным представителем по согласованию с ними.

Коллегия в пределах своей компетенции содействует:

  • реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий по осуществлению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти субъекта (субъектов) РФ в регионе;
  • согласованному выполнению ТО стоящих перед ними задач;
  • совершенствованию взаимодействия ТО и органов государственной власти субъекта (субъектов) РФ, исключению дублирования в их работе.

Части 2 и 3 комментируемой статьи закрепляют за федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ право заключать соглашения о передаче друг другу части своих полномочий.

Принципы и порядок заключения таких соглашений установлены статьей 26.7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

В таком соглашении обязательно должны определяться условия, порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Согласно части 4 комментируемой статьи обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти в соответствии с Конституцией возложено на Президента Российской Федерации и Правительство. Это институты власти, располагающие реальной силой, способные обеспечить управляемость страной и противостоять дестабилизационным процессам.

Обновленная Конституция России предоставляет Президенту РФ как главе государства большие возможности для координации деятельности органов государственной власти всех уровней. Одной из форм объединения усилий органов государственной власти Федерации и ее субъектов можно рассматривать ежегодные Послания Президента Федеральному Собранию. Они служат ориентиром для ОГВ всех уровней.

Президент Российской Федерации издает нормативные правовые акты, которые не нуждаются в предварительном согласовании с центральными отраслевыми органами управления. Как гарант федеральной Конституции Президент обеспечивает ее прямое действие, применение конституционных норм на всей территории Федерации.

Это главное условие упрочения российской государственности, обеспечения прав, свобод человека и гражданина, развития федеративных отношений, сохранения государственного единства, территориальной целостности России.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

Рассматривая поступившие ему на подписание и обнародование федеральные законы, межгосударственные договоры РФ, Президент проверяет их соответствие Конституции. Президент может приостановить действие актов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции, федеральным конституционным и федеральным законам до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент России может использовать согласительные процедуры при возникновении споров между государственной властью Федерации и ее субъектов, а также между федеральной государственной властью. Если согласительные процедуры не дали положительного результата, Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ч. 1 ст. 85 Конституции).

Правительство России координирует деятельность правительств республик и администраций других субъектов Федерации; осуществляет общий контроль за реализацией актов исполнительной власти. Центральные органы отраслевого и межотраслевого управления осуществляют аналогичные функции по вопросам своего ведения.

Президент может отменить акты Правительства Российской Федерации в случае противоречия их Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам и своим указам. Он обладает таким средством воздействия на законодательную деятельность, как право отлагательного вето.

Президент и Правительство Российской Федерации могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии федеральной Конституции нормативных правовых актов республик, областей, краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 125 Конституции).

До вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации Президент может приостановить действие органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции, федеральным, конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции).

Это свидетельствует о том, что для эффективного государственного управления важно не только разделение властей, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, согласованности в работе высших органов государства.

В 2020 году в статью 78 о об органах исполнительной власти добавлена часть 5, гласящая, что Руководителем федерального государственного органа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Руководителю федерального государственного органа в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, ст. 78 Конституции Российской Федерации раскрывает механизм взаимосвязей Федерации и ее субъектов, который действует на основе реализации принципов государственного единства России и верховенства федерального закона.

Сохранение единства исполнительной вертикали является одной из гарантий государственного единства России, ее целостности. Единая исполнительная власть является базовым началом любого федеративного государства, которая предохраняет его от распада и превращения в конгломерат разрозненных государственных образований.