Статья 77 Конституции России


Текст Ст. 77 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Комментарий к Ст. 77 Конституции Российской Федерации

Настоящая статья Конституции закрепляет новый подход к образованию системы органов государственной власти в субъектах Федерации.

Федеральная Конституция передает решение вопросов в этой сфере на полное усмотрение самих субъектов, ограничивая их инициативу требованием соответствия системы их органов государственной власти основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ОГВ), установленным федеральным законодательством.

Следовательно, такие основы конституционного строя, как республиканская форма правления, верховенство права и закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, имеют определяющее значение для организации представительных и исполнительных ОГВ.

Ни один субъект Федерации не может сформировать систему государственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основополагающих принципов конституционного строя был нарушен.

  • принцип федерализма применительно к системе органов исполнительной власти получает выражение в их соподчиненности;
  • принцип верховенства права и закона - в безусловном соответствии всех издаваемых в субъектах Федерации нормативных правовых актов федеральной Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента и Правительства Российской Федерации.

В противном случае возможно опротестование этих фактов в Конституционном Суде Российской Федерации.

Для уяснения смысла комментируемой статьи необходимо обратиться к ст. 5 гл. 1 Конституции, которая закрепляет принципы единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ОГВ ее субъектов.

В соответствии с комментируемой статьей принят Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ".

Согласно статье 2 указанного Федерального закона систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

  • законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
  • иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Законодательный ОГВ субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование представительного органа, его структура устанавливаются конституцией субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.

Система органов исполнительной власти субъекта РФ возглавляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В случае, если уставом субъекта РФ предусмотрена должность высшего должностного лица, наделение руководителя соответствующими полномочиями осуществляет законодательный орган государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.


Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)


Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основополагающий принцип функционирования исполнительной власти в Российской Федерации - ее единство в рамках ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения (так называемую исполнительную вертикаль).

Этот принцип отличает функционирование законодательной власти в России, которая не обладает свойством соподчинения:

  • федеральный парламент и представительные органы субъектов РФ не составляют единого соподчиненного механизма;
  • они независимы друг от друга, за исключением тех конституционных положений, которые обязывают органы законодательной власти субъектов РФ действовать в рамках Конституции и федерального законодательства.

Единая система исполнительной власти носит двухуровневый характер, обусловленный функционированием системы исполнительных органов федерального уровня и системы органов исполнительной власти субъектного уровня.

При наличии функциональной и организационной взаимосвязанности каждая из систем в известной мере самостоятельна и отличается определенной спецификой. Возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации - Правительство (ст. 1 Закона о Правительстве РФ).

Это означает, что акты Правительства РФ обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Федерации в тех рамках, что установлены Конституцией, т.е. в той части, в которой они регулируют вопросы ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения.

Приоритетное значение в кадровом обеспечении органов исполнительной власти, входящих в единую систему исполнительной власти в России, имеет решение федерального органа исполнительной власти, возглавляющего соответствующую систему.

В то же время орган внутренних дел в субъекте РФ имеет двойственную природу, так как выступает и в качестве органа исполнительной власти данного субъекта РФ, что обусловливает необходимость согласования кандидатуры его руководителя с субъектом Федерации.

Участие в процедуре согласования законодательного (представительного) органа государственной власти области не противоречит Конституции, если такое участие будет предусмотрено федеральным законом.

В то же время введение процедуры "утверждения" законодательным органом руководителя органа внутренних дел области означает установление иной процедуры решения кадрового вопроса и делает правовой акт субъекта РФ приоритетным по отношению к акту федеральному.

В 2020 году в статью 77 о системе органов государственной власти добавлена часть 3, гласящая, что высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть гражданин России, достигший 30 лет, а также другие ограничения для глав регионов.

Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

То есть в ходе обновления Конституции РФ в 2020 году были введены дополнительные требования к руководителям субъекта Российской Федерации и руководителям федерального государственного органа.