Статья 98 Конституции России

Текст Ст. 98 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Комментарий к Ст. 98 Конституции Российской Федерации

В обновленной в 2020 году Конституции РФ указывается, что Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. Ранее в конституции понятия «сенатор» не было. Так в статье 98 изменена формулировка с «Члены Совета Федерации» на «Сенаторы Российской Федерации». В остальном текст статьи остался прежним.

Данная статья устанавливает, что Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают дополнительными гарантиями неприкосновенности по сравнению с другими гражданами.

Так, Сенаторы РФ и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть:

  • привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
  • задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
  • подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность сенатора РФ и депутата Госдумы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий сенатора РФ или депутата Госдумы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ.

Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении начато в отношении действий сенатора или депутата, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении сенатора Российской Федерации или депутата Государственной Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты.

Сенатор РФ, депутат Госдумы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, вытекающие из статуса сенатора или депутата, в том числе по истечении срока их полномочий.

Если в связи с такими действиями сенатор РФ или депутат Госдумы допустил публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения сенатора или депутата неприкосновенности.

Наделение чиновниками этими гарантиями вызвано необходимостью создания депутатам надлежащих условий деятельности и защиты от незаконных или необоснованных мер принуждения, ограничивающих или лишающих их возможности свободно выполнять возложенные на них обязанности.

В то же время неприкосновенность сенаторов депутатов не может и не должна являться отступлением от принципов равенства граждан перед законом и судом. Гарантии неприкосновенности, установленные для депутатов, ни в коем случае не должны способствовать освобождению этих должностных лиц от ответственности (уголовной, административной и др.) вследствие пребывания их в должности.

Депутатская неприкосновенность не может находиться в противоречии с принципом неотвратимости ответственности. Неизменно должен соблюдаться баланс между гарантиями неприкосновенности депутата и ответственностью за совершенные деяния.

Задержание, арест, обыск, личный досмотр, кроме случаев задержания на месте преступления сенатора или депутата (в любом случае, связаны действия с профессиональной деятельностью или нет), требуют получения согласия соответствующей палаты на их проведение.