Статья 99 Конституции России

Текст Ст. 99 Конституции РФ последняя редакция на 2024 год:

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Комментарий к Ст. 99 Конституции Российской Федерации

Характеристика Государственной Думы в качестве постоянно действующего органа, содержащаяся в части 1 комментируемой статьи, означает, что деятельность данной палаты осуществляется на регулярной основе в течение всего срока своих полномочий.

Положения же частей 2-4 комментируемой статьи носят процедурный характер и связаны с началом деятельности Государственной Думы нового созыва.

Часть 1 комментируемой статьи формулирует важнейшую характеристику функционирования Федерального Собрания - постоянство его деятельности. Это означает, что на протяжении всего периода работы палаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции. Постоянство деятельности в равной степени распространяется на обе палаты парламента.

Конституционный Суд, рассматривая вопрос о толковании п. "б" ст. 84, ч. 1, 2 и 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 109 Конституции, разъяснил, что постоянство деятельности парламента гарантируется строгой регламентацией периода формирования Государственной Думы (в том числе в случае досрочного прекращения ее полномочий), отсутствием (за исключением случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Госдумой прежнего и нового созыва (уходящей и новой легислатуры), обновлением состава.

Регламенты палат устанавливают сессионный характер работы палат. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается проведение двух сессии: весенней и осенней. Регламент Государственной Думы не устанавливает конкретных дат начала и окончания сессии Государственной Думы.

Их определение зависит от насыщенности распорядка работы палаты. Как правило, работа Думы строится в соответствии с распорядком работы депутатов на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Думы, принимаемым на одном из последних заседаний текущей сессии палаты.

В сессию проводятся все основные парламентские мероприятия, реализуются различные формы работы парламентариев, основной из которых является заседание. Заседания Государственной Думы проводятся дважды в неделю: по средам и пятницам, однако предусматривается возможность созыва внеочередного заседания палаты.

Согласно части 2 комментируемой статьи Конституции РФ Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Этот срок необходим для окончательного подведения итогов выборов. Однако Конституция предусматривает, что Президент может созвать заседание Госдумы ранее этого срока, но не указывается, в каких случаях это возможно.

Очевидно, данный вопрос оставлен на усмотрение Президента и связан с необходимостью незамедлительного решения наиболее важных вопросов, входящих в компетенцию Государственной Думы. На практике Президент лишь единожды использовал названное конституционное правомочие - для досрочного созыва Государственной Думы V созыва.

Зарубежная практика достаточно разнообразно подходит к определению момента начала деятельности вновь избранного парламента (палат парламента).

В ряде стран положения конституции предусматривают проведение первого заседания парламента (палат парламента) в установленный промежуток времени от момента избрания (двухмесячный срок - Узбекистан; 30 дней - Греция; 20 дней - Италия, Хорватия; 15 дней - Литва).

Некоторые конституции устанавливают точную дату от момента выборов - третий день после окончательного подведения итогов выборов (Португалия). В других странах дата первого заседания определяется в виде календарного дня (например, первый рабочий день октября в Норвегии, первый вторник ноября в Латвии).

В соответствии с Регламентом Государственной Думы организация проведения первого заседания Думы нового созыва возлагается на временно создаваемую депутатскую рабочую группу, формируемую Председателем из числа избранных на новый срок депутатов пропорционально количеству депутатских мандатов, полученных каждым федеральным списком.

Необходимость оперативного решения вопросов, связанных с организацией проведения первого заседания Думы, обуславливает установление Регламентом жестких временных границ для формирования временной рабочей группы, которая должна приступить к своей работе не позднее чем за две недели до начала работы палаты, а в случае досрочного созыва Президентом - на следующий день после принятия такого решения.

Первое заседание Госдумы носит организационный характер. На нем оглашаются фамилии избранных депутатов Госдумы в соответствии со списком депутатов, переданным ЦИК РФ; решаются иные вопросы организационного характера - в первую очередь формируются временные органы палаты, обеспечивающие работу ее первых заседаний, а также проводятся выборы Председателя Госдумы, его заместителей.

В соответствии с частью 3 ст. 99 Конституции первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые, как правило, избираются на первом заседании, заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских фракций.

Распространенной является практика, когда председательствование на первом заседании парламента поручается старейшему депутату (Болгария, Литва) либо предыдущему председателю парламента (Латвия). В ряде стран эта почетная миссия возлагается на лиц, не являющихся членами парламента (например, в Норвегии первое заседание Стортинга открывает король).

Часть 4 комментируемой статьи регламентирует момент прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва. С момента начала работы вновь избранного состава Госдумы, т.е. с момента открытия ее первого заседания, Государственная Дума предыдущего созыва утрачивает свои полномочия, она не вправе принимать какие-либо решения и лишается своего представительного характера.

Как пояснил Конституционный Суд, данный порядок распространяется лишь на случаи прекращения полномочий Госдумы в связи с истечением срока ее полномочий, в случае досрочного роспуска Государственной Думы его правовые последствия имеют иной характер.

Мандат народного представителя имеет определенный срок действия - он ограничен периодом, на который лицо избрано депутатом представительного органа. В пределах именно этого срока депутат представительного органа правомочен представлять интересы своих избирателей, осуществлять публичные функции представительства и наделяться определенными гарантиями со стороны государства.

Любое необоснованное продление сроков действия мандата влечет нарушение охраняемого Конституцией права граждан участвовать в делах государства посредством избрания своих представителей в органах государственной власти.

С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Моментом начала работы Государственной Думы является ее первое заседание в новом составе. Такое заседание начинается на 30-й день после избрания Государственной Думы, если Президент РФ не созовет заседание ранее этого срока. Таким образом, до открытия первого заседания Государственной Думы нового созыва депутаты Государственной Думы прежнего созыва вправе заседать и принимать решения. Данное положение обеспечивает непрерывность полномочий Государственной Думы как постоянно действующего органа.

Однако существует исключение, по которому полномочия депутатов Государственной Думы прекращаются со дня роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. В этом случае первое заседание Государственной Думы должно состояться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Таким образом, в период роспуска Государственной Думы продолжает действовать только Совет Федерации (см. комментарий к ст. 109).