Статья 61 Конституции России

Текст Ст. 61 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Комментарий к Ст. 61 Конституции Российской Федерации

Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства в связи с необходимостью проведения следствия в отношении данного лица, суда над ним или исполнением приговора.

Выдача осуществляется на основании международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба о выдаче.

Комментируемая статья в императивной форме запрещает высылку граждан РФ за пределы РФ и выдачу его иностранному государству (экстрадиция).

Положение части 1 ст. 61, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России, полностью соответствует ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну (см. ч. 2 ст. 27).

Запрещение высылки российских граждан не относится к высылке иностранных граждан, которую международная практика и российское законодательство в установленных законом случаях допускают.

Конституция и УК (ст. 13) запрещают и выдачу российских граждан другому государству. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора.

Вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случае, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину.

Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. Часть 1 ст. 61 никаких исключений не предусматривает: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству.

Закон, допускающий выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая Конституция, не был принят. И международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают.

Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что такая выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Положение Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам.

Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории запрашивающего государства.

Компетентные органы России, следовательно, обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
+7 (499) 653-60-72 - доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 - доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 - доб. 242 (Регионы РФ)

Исходя из установленного Конституцией РФ положения, пункт 1 части 1 статьи 464 УПК РФ в качестве одного из оснований отказа в экстрадиции указывает наличие у лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче, гражданства РФ.

Кроме того, часть 2 комментируемой статьи гарантирует гражданам РФ, находящимся за ее пределами, покровительство и защиту со стороны государства. Данные гарантии реализуются в деятельности дипломатических и консульских учреждений РФ в иностранных государствах.

Правило ч. 2 ст. 61 о гарантировании Российским государством своим гражданам, находящимся за границей, защиты и покровительства имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей.

Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и т.п.

Как следует из ч. 2 ст. 5 Закона "О гражданстве Российской Федерации", государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны:

во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями;

во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан.

Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. , а функции консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Действует также Консульский устав 1976 г. Россией заключены и многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.

К функциям дипломатического представительства относится, в частности, защита интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом.

Посольство может консультировать своих граждан по отдельным возникающим у них вопросам, делать запросы по поводу защиты интересов граждан, заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания.

Консул ведет учет постоянно и временно пребывающих в его консульском округе российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в гражданстве России и проживающих вне ее пределов, принимает меры по установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе несовершеннолетними российскими гражданами, по охране имущества, оставшегося после смерти российского гражданина, и т.д.

Консул следит, чтобы в отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина соблюдались законы государства пребывания и международные договоры, заключенные Россией с этим государством; он обязан посещать российских граждан, находящихся в местах заключения.

Консул вправе представлять российских граждан в судах и других учреждениях юстиции страны пребывания, выдает российским гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на въезд в Россию. Он осуществляет и некоторые другие функции.

Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, оказываются неэффективными, Российской Федерацией для защиты интересов граждан могут быть предприняты и иные вытекающие из международного права шаги.

P.S. Невозможность высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации приобрела конституционный уровень еще в апреле 1992 г. Она родилась с учетом советского опыта выдворения из страны лиц, критически настроенных к правящему режиму.

Наиболее известный случай такого рода - высылка А.И. Солженицына в 1974 г. Иногда высылка граждан носила завуалированный характер: определенному лицу разрешалось выехать за границу, а затем во время его пребывания за рубежом его лишали гражданства и возможности возвращения на Родину.

Демократизация страны сняла вопрос о возможности использования этой дискриминационной меры, а также исключает возможность ее возникновения в будущем. Высылка гражданина РФ за рубеж недопустима ни как мера административного характера, ни тем более как мера уголовной ответственности.